Корректировка поведения
Замена резины на зимнюю является далеко не единственным мероприятием в длинном списке подготовки автомобиля, и себя любимого, к холодному времени года. Наверное, важнее даже “перестроить” себя на более плавное и спокойное вождение. Как подготовить к холодам автомобиль мы рассказывали в статье «Подготовка автомобиля к зиме» и первой части данного обзора.
Чтобы свести риск на зимней дороге к минимуму, стоит начинать расчетливое вождение задолго до начала первых заморозков. Трудно заставить себя ездить медленно и продуманно? А кто сказал, что это легко?! Безопасность водителя и пешеходов скрыта именно в правильном поведении первого.
Для корректировки своего поведения на дороге необходимо совсем немного. Во-первых, постепенно уменьшать среднюю скорость и увеличивать дистанцию до впереди идущих машин и боковые зазоры. Это проводится потому, что сцепление зимних шин на сухом и чистом асфальте в среднем процентов на15 хуже, чем у летних. Данные цифры означают, что тормозной путь увеличивается, а при резких поворотах машина может быстрее сорваться в занос. Во-вторых, при замене резины не надо сразу же пробовать ее «в бою». Сначала поймите, насколько изменилось поведение автомобиля в динамике. В-третьих, необходимо попробовать резкое и медленное торможение “в пол”. Конечно, при отсутствии на дороге других автомобилей. Еще лучше не на дороге, а на пустой асфальтированной площадке, например поздним вечером или ранним утром на пустой парковке ближайшего гипермаркета. Это даст вам возможность понять, когда наступает блокировка колес при торможении, в какую сторону потенциально может происходить занос, как с этим быстро справляться. И вообще, может стоить съездить в ближайший автосервис и привести в порядок подклинивающий с одной стороны тормозной суппорт или заменить колодки вместе с тормозными дисками. И, наконец, в-четвертых, необходимо проверить, как автомобиль будет реагировать на поворот руля (плавный, резкий). Зимние типы резины имеют менее острую реакцию на руль, поэтому срыв будет происходить более плавно, чем обычно. Это, как правило, дает водителю время на корректировку своего поведения, но это в теории. Практику никто не отменял.
Какие опасности поджидают водителей с наступлением холодов?
Опасность первая — Скользкие трассы
Не надо быть великим физиком-математиком, что бы посчитать, что для остановки на сухом чистом асфальте машине, движущейся со скоростью в 50 км/час, оснащенной отличной зимней резиной нужно будет порядка 15-17 метров, в то время как на ледяной поверхности – около 40. При этом у того же самого автомобиля, который забыли «переобуть» на зиму, и щеголяющего летней резиной, тормозной путь на льду возрастает аж до 80 метров, а у грузовых автомобилей и автобусов с их «всесезонной обувью» — еще больше.
Опасность вторая — Первые морозы
Именно первые заморозки самые противные. На первый взгляд, кажется, что ничего опасного легкий морозец не предвещает, снега ведь нет, сцепление с дорогой привычное, едешь себе спокойненько, и тут хлоп… скатываешься в кювет.
Что же происходит? Влага, содержащаяся в воздухе, конденсируясь на холодном дорожном полотне, незаметно для всех превращается в черное ледовое покрытие, хотя с виду скользкая дорога ни чем не отличается от обычного асфальта. Чаще всего подобная ситуация наблюдается поздним вечером и ранним утром, когда перепады температуры наиболее велики.
Если при нуле градусов, а тем более при отрицательной температуре, вы заметили туман, иней на деревьях и других объектах окружающей среды, то имейте ввиду, что и дороги покрыты тончайшим слоем льда, который представляет опасность для автомобилистов. Особенно данная ситуация актуальна в период первых ночных заморозков, поэтому нужно следить за температурой, контролировать и, если хотите, предугадывать состояние дороги. В этом вам помогут автомобильный или домашний термометры, телевизионные или радио сводки погоды, RDS и безусловно, интернет (Gismeteo, Погода Mail.ru).
Выработайте привычку обращать внимание на состояние дорожного покрытия еще до того, как сели за руль. Попробуйте асфальт ногой, пока будете идти до гаража или парковки. Конечно, это не застрахует от неприятностей водителя-растяпу, но вы-то не такой, да еще теперь будете точно знать, на какой скорости лучше ездить и о том, что сегодня нужно быть предельно осторожным в пути. В период межсезонья, незаметная глазу изморозь, образовавшаяся на дороге в ночное время, еще некоторое время, иногда довольно значительное, никуда не девается даже с восходом солнца, при плюсовой температуре.
Находясь за рулем, периодически проверяйте поверхность при помощи так называемыхчейк-поинтов, но делать это нужно с опаской, убедившись, что другие участники движения от этого никак не пострадают: тормозните импульсом — и продолжайте путь, придавите на газ и езжайте дальше спокойно. Проскальзывания резины, работа противо-буксовочной системы и АБС о многом вам скажут.
Опасность третья – Снегопад
Именно из-за обильных снегопадов ухудшается видимость на трассе, а сцепные свойства даже очень хорошей зимней резины, в том числе шипованной сильно ослабевают. Опасным является как рыхлый, так и спрессованный машинами снег. Но конечно злейшим врагом автомобилиста является лед. Особенно тот, который таится под толстым слоем снега. В такой ситуации даже мелкая нарезка и специальный состав «липучки» почти не работают, а шипы просто не достают до льда и соответственно не могут за него «зацепиться».
Кроме того, под выпавшим снегом, как правило, скрывается и разметка дороги. А в разгар зимы она вообще имеет странную особенность бесследно исчезать, вместе со снегом, убранным техникой коммунальных и дорожных служб. Из-за этого ориентироваться в дорожной ситуации и соблюдать правила, особенно на незнакомом маршруте, водителям становится сложнее. Поэтому с наступлением снегопадов больше внимания стоит обращать на дорожные знаки и вертикальную разметку над полосами.
В следующей, завершающей части серии статей об особенностях подготовки автомобиля к холодам и вождению в зимних условиях, мы расскажем об оставшихся опасностях, таящихся на заснеженных дорогах.
Источник: auto-mart.su