В свете грядущих измененений Правил дорожного движения в сторону ужесточения «ЛК» знакомит читателей с письмом автомобилиста со стажем, настоящего профессионала и даже в известном смысле фаната честной езды.
Да и сотрудникам Дорожной полиции эта публикация не покажется лишней.
«Это было недавно, – это было давно!»
Недавно – потому, что в памяти этот эпизод сохранился так, как будто он произошел вчера. Давно – потому, что в те времена в Вильнюсе на улице Нарбуто вместо нынешней «Панорамы» стоял молочный комбинат. Именно там все и произошло.
Я — за рулем «Запорожца», с женой и дочкой возвращались в свой Каролинишкес. Движение двухрядное и плотное – я еду по второму ряду и ищу возможность перестроиться в первый, потому что сзади «на хвосте» вплотную, не соблюдая дистанции, едет какая-то иномарка и сигналит фарами, хотя скорость общего потока машин соответствует предельной. Но дистанция! Тормозни я резко, и он – кто следом – в меня воткнется.
Впереди – пешеходный переход. На тротуаре – две девушки. Они сошли на проезжую часть, когда мне до границы перехода оставалось метров пять. Еще запомнились их улыбки. Если бы я стал тормозить, мне бы хватило дистанции, чтобы остановиться и их пропустить. Но страх получить удар в корму автомобиля пересилил. Я, хоть и сбросил газ, но проехал. А тот, задний, остановился. С чувством неловкости перед собой и пешеходами продолжаю движение.
Но не тут-то было. Впереди, метрах в пятидесяти уже стоял инспектор Дорожной полиции. Показывает палочкой известный каждому водителю жест – прижмитесь к тротуару и остановитесь.
После обычного ознакомления с моими документами инспектор, испытующе глядя на меня, спрашивает: «Вы ничего не хотите мне сказать?». Вопрос был задан именно так.
Не как ожидалось: «Почему нарушаете? Вы что – не знаете?» и так далее — а вот так, с сожалением, будто ему, инспектору, за меня стыдно.
Собираюсь с мыслями.
«Да, — говорю, – дело сделано. Перед вами – нарушитель. Я нарушил правила проезда пешеходных переходов». Пытаюсь объяснить, почему так получилось, но тут же себя обрываю, заявляя, что это не может быть оправданием. Я виноват и готов понести наказание.
Инспектор:
«Ну что же, придется наказывать. Вы знаете, что подобное нарушение оценивается штрафом в 100 литов и четырьмя штрафными баллами?».
Как палкой по голове! В баллах я не разбираюсь. Но 100 литов! А до пенсии еще далеко, семейный бюджет и так напряжен. Сами понимаете ситуацию…
Говорю что-то о снисхождении. Как оказалось, инспектор меня услышал:
«В виде исключения, – говорит, – пенсионеру, можем ограничиться штрафом в 25 литов».
Еще одно потрясение, но уже приятное. Двадцать пять – это ведь не сто, все легче будет выкрутиться с ним, с бюджетом-то!
Благодарю инспектора за снисхождение, заверяю, что это происшествие будет для меня хорошим уроком, что к ПДД я отношусь с уважением…
Но инспектор, выслушав мою тираду, говорит:
«Конечно, мы можем ограничиться порицанием и предупреждением на первый раз. Езжайте и больше не нарушайте».
У меня на несколько секунд пропал дар речи. Инспектор уже повернулся и отходил от меня, когда я пожелал ему всего хорошего.
Сел в машину, поехал. Пассажирки, естественно, ко мне с вопросом: «Ну, что?»
Отвечаю: «Сто литов». Теперь они ахают. Когда же после следующей паузы я добавил, что на первый раз инспектор ограничился порицанием и предупреждением, то теперь уже у моих пассажирок пропал дар речи на несколько секунд…
Много лет прошло после этого случая, а память нет-нет да и возвращает меня к нему. Ну, попался бы мне другой инспектор, сделал бы мне выговор, выписал бы мне штраф по полной шкале – я бы подосадовал, расплатился да и думать бы забыл об этом происшествии.
А тут… До сих пор негромкий голос инспектора вспоминаю:
«…больше не нарушайте!»
И ведь до сих пор стыдно.