Не секрет, что словосочетание «женщина за рулем» до сих пор вызывает ироническую улыбку у представителей сильного пола. Однако увлечение женщин автомобилями началось еще на заре автомобилестроения.
Привычная утренняя картинка. Из подъезда девятиэтажного дома появляется воздушное создание. Девушка подходит к припаркованному у подъезда серебристому авто.
Разве мог кто-нибудь подумать сто лет назад, что вот так будет начинаться будничное утро совершенно обычной современной женщины.
А началось все с изобретения в 1770 г. трехколесного тягача, который принято считать предшественником первого в мире автомобиля. И лишь через 100 лет после его создания ученый Н. А. Отто изобрел двигатель внутреннего сгорания. Долгие годы велись работы над усовершенствованием двигателя.
И, возможно, никто бы и не узнал в простом механике и инженере Карле Бенце будущего изобретателя автомобиля с бензиновым двигателем, если бы не случай, а точнее — участие женщины в этой истории. Супруга Карла Бенца, Берта, решила вместе с сыновьями навестить родных в соседнем городке, на автомобиле мужа.
Путешествие было весьма увлекательным — топливо в те времена продавалось лишь в аптеках и керосиновых лавках. К тому же поломки автомобиля в пути приходилось устранять подручными средствами. Так, засорившийся бензопровод Берта прочистила булавкой от шляпки, перетершийся провод зажигания заизолировала резинкой от чулочной подвязки, а разорванные тормозные накладки чинил сапожник. Но в итоге поездка удалась, и об автопробеге Берты узнала вся Германия. Так начался путь Карла Бенца к славе. А его жена Берта стала первой в истории женщиной-водителем.
Однако не только немецкие женщины были столь решительны в своих начинаниях. В США начала XX века женское вождение имело поистине государственные масштабы.
Например, Элизабет Рузвельт Лонгворт, дочь президента Теодора Рузвельта, прославилась тем, что в одиночку проехала на автомобиле из Ньюпорта до Вашингтона. А 21-летняя Элис Хейлер Рэмзи первой пересекла США с востока на запад и за 41 день добралась от Нью-Йорка до Сан-Франциско. Тем временем стремление женщин к управлению автомобилем набирало обороты. В 1905 г. Джоан Ньютон Канео стала первой женщиной-автогонщиком, а в 1915 г. Уильма Расси — первой женщиной-таксистом.
Российские женщины тоже не отставали: в 1898 г. за руль села некая госпожа Клиентская, а так как первые автомобили были несомненным признаком богатства и роскоши, то ими нередко управляли знаменитые женщины. Так, в 1911 г. в автопробеге Петербург-Киев принимала участие княгиня Долгорукая. В 1913 г. стартовала «Двухверстная гонка с препятствиями по проселочной дороге».
В начале XX века автогонки были очень популярны и дамы нередко выходили в лидеры. Победительницей Европейского Гран-при в 1927 г. стала чешская автомобилистка Элизабет Юнек. Русские женщины тоже становились призерами европейских соревнований.
Например, М. В. Любушкина на автомобиле «Лорен-Дитрих» совершила одиночный пробег на 4000 верст через Австрию, Голландию, Бельгию и Германию. А в 1936 г. русские женщина-водители за 2 месяца преодолели более 10 000 км от Урала до Украины через горы, леса, пески и степи. В этом же году еще одна женщина отправилась в кругосветное путешествие и проехала через Сибирь, Китай, Южную и Северную Америку, преодолев на своем автомобиле 46 000 км за 2 года.
Женский интерес к вождению автомобиля привел к появлению многих деталей, которые сейчас уже привычны в нашей жизни. Например, всем известные стеклоочистители (попросту «дворники») придумала Мэри Андерсон.
Однажды она заметила, как водитель в дождливую погоду постоянно высовывался из окна автомобиля, потому что залитое дождем лобовое стекло сильно ухудшало видимость. На свое изобретение в 1903 г. Мэри получила патент.
В Советском Союзе были свои женщины — «первопроходцы» вождения. Правда, в основном за рулем сельхозтехники — тракторов и грузовиков. Например, Прасковья Ангелина была организатором женской тракторной бригады, за что была удостоена звания Героя Социалистического Труда.
В Великую Отечественную войну многие женщины были вынуждены сесть за руль тяжелых грузовиков, комбайнов, санитарных машин и даже танков. После войны мировой авторынок заполнился новыми моделями автомобилей, которые становились проще в управлении и обслуживании. И хотя в СССР были выпущены «Победа», 21-я Волга, первые «Москвичи» 400-й серии, «Запорожец», не каждый мог позволить себе такую роскошь как личный автомобиль. А если и мог, за рулем оказывались никак не женщины. Поэтому в 50-е годы женщин за рулем практически невозможно было встретить. В 70-х ситуацию отчасти изменил завод ВАЗ. Его рекламный проспект изображал женщин, в модных костюмах, гордо восседавших за рулем «Жигулей». Но на дорогах женщин-водителей существенно не прибавилось.
Сейчас женщина за рулем уже не является экзотикой. Даже в Иране в феврале 2007 г. за руль автобуса впервые села женщина. Иранской «амазонке» предоставили автобус, который курсировал в радиусе 10 км и перевозил только женщин.
А на дорогах Москвы в каждом 5-м автомобиле мы видим женщину. Тем не менее отношение мужчин к женскому вождению не слишком изменилось. И хотя история и факты доказывают, что не существует никакой мужской «прерогативы» за рулем, женщине, независимо от статуса, марки автомобиля и стажа вождения, ежедневно приходится доказывать, что она имеет право на гордое звание водителя.
Возможно, в будущем все будет иначе, и на вопрос «Как вы относитесь к женщине за рулем?» все без исключения мужчины будут отвечать только одно: «Замечательно! Женщины — это самое прекрасное, что можно встретить на дороге. Ну, конечно, не считая автомобилей!».
Источник: www.kurier.lt